На вопрос: Как родителям поддержать ребенка в период соревнований (во время, до и после)? отвечает Ольга Владимировна Гончарова — практикующий спортивный психолог, член сборной команды России и мастер спорта по велоспорту.
Быть родителем спортсмена — это огромный труд, требующий много времени, терпения и сил. Однако вместе с тем это приносит невероятное чувство гордости и радости за достижения своего ребенка. В этой статье мы поделимся секретами, как помочь юному спортсмену всей душой полюбить спорт, выступать на соревнованиях с удовольствием и уверенностью в своих силах, а также как облегчить волнение и тревогу перед стартами и пережить неудачные выступления.
Поддержка в три этапа
1 этап: Поддержка до начала соревнований
- Накануне старайтесь как можно меньше обсуждать предстоящее выступление ребенка. Важно, чтобы юный спортсмен не “перегорел”. Предложите ему поиграть в настольные игры, посмотреть фильм или мультфильм в семейной обстановке. Постарайтесь занять его чем-нибудь, чтобы отвлечь от тревожных мыслей и зарядить позитивной энергией.
- Перед выходом из дома напомните ребенку о его успехах. Дайте ему понять, что он уже молодец и многого добился. Вспомните, как он тренировался и достигал первых спортивных высот. Что-то получалось сразу, что-то — с трудом, но при должном упорстве все обязательно получалось. Пусть и не с первого раза. Турнир — это всего лишь еще один спортивный шаг на пути к успеху. Если получилось победить сразу — это замечательно, но главная задача — получать удовольствие от реализации своих возможностей на соревнованиях.
- Даем поддержку и рабочий настрой. Вы можете сказать, что гордитесь своим спортсменом, что он большой трудяга и многое уже умеет. Верите в него! Ведь вера самых близких людей в его жизни очень важна. Также можно произнести фразу: “Сделай то, что в твоих силах”.
2 этап: Поддержка во время соревнований
- В день соревнований оставайтесь спокойными и уверенными, ведите себя естественно! Не повторяйте ребенку несколько раз: “Ты точно справишься”, “Ты сильный, смелый и умелый” и так далее. Одного раза будет достаточно. Ваша уверенность в ребенке будет подсознательно передаваться ему.
- Если вы присутствуете на соревнованиях, не давайте советов, выкрикивая их с места. Будьте максимально спокойны. Во-первых, это может помешать спортсмену сосредоточиться. Во-вторых, ваши подсказки могут не соответствовать указаниям тренера и ввести его в заблуждение или даже в ступор.
- Во время перерывов между этапами соревнований бесполезно пытаться предостеречь от чего-то или научить. Кроме неуверенности вы ничего не поселите в душе спортсмена. Обратите внимание на его внешние реакции, и вы сможете понять, нужна ли ему ваша поддержка в данный момент.
3 этап: Поддержка после соревнований
РЕБЕНОК ВЫИГРАЛ
При праздновании победы отметьте, что этот результат был достигнут не легко, и вы видели, сколько усилий вложил ребенок в завоевание медали! Скажите, что вы очень гордитесь им и не сомневались в его способности достичь максимального успеха! Найдите возможность поощрить спортсмена его любимыми вкусностями или прогулкой с друзьями!
РЕБЕНОК ПРОИГРАЛ
Если ваш ребенок не занял призового места или проиграл, то он ни в коем случае не должен заметить разочарованности в ваших глазах или словах. Всегда уважительно разговаривайте с ним и не заваливайте его нравоучениями.
Бонус для тех, кто дочитал до конца. Эффективные техники, которые помогут справиться с неудачным выступлением
“ТЕХНИКА БУТЕРБРОД”
Колбаса (сыр) — масло — хлеб.
Сверху, что-то вкусное, потом масло и потом хлеб.
Что такое сыр или колбаса? Это то, что удалось! Положительное подкрепление дает опору, от него можно оттолкнуться, отрицательное же подкрепление не дает опоры, оно фиксирует, что ребенок плохой или что здесь опасно.
Масло — это то, что смазалось.
— это то, чего не хватило? (Не говорить, а спрашивать, чтобы ребенок сам подверг свои действия анализу).
Хлебушек — какой опыт ты получил? Как надо действовать дальше?
“ЗАТОШКА КРЕПКАЯ ЛАДОШКА”
(Особенно в том случае, когда ребенок чувствует вину или даже стыд за проигрыш или ошибку).
Юный спортсмен открывает ладошку перед собой и харизматично, с гордостью говорит, загибая пальчики, что получилось (5 “затошек”). Например:
Зато я не сдавалась!
Зато вот этот элемент у меня классно получился!
Зато я была яркой и судье подмигнула!
Зато я не победила, но подкусила!
Зато теперь я знаю над чем нужно еще усерднее работать!
И закрывает получившийся кулачок другой ладошкой крепко-крепко. Это его сила! Эта “затошка” выдёргивает ребенка из болота вины и неудачи, у которого нет дна.
Вся информация на ресурсе (далее сайт) охраняется законодательством Российской Федерации об авторском праве. Посетители не имеют права изменять, публиковать, делиться, участвовать в передаче или продаже, создавать произведения на основе материалов сайта или использовать их в любой другой форме без письменного разрешения правообладателя. © 2024г.