На вопрос: Как привить ребенку любовь к спорту? отвечает Ольга Владимировна Гончарова — практикующий спортивный психолог, член сборной команды России и мастер спорта по велоспорту.
Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей дошкольного и школьного возраста — это важный шаг на пути к высоким спортивным достижениям. Только спортсмен с сильной мотивацией способен на полную самоотдачу и стремление к победе в условиях жесткой конкуренции.
Спортивная мотивация является движущей силой, ведущей спортсмена к намеченной цели, и напрямую влияет на результативность его деятельности. На начальном этапе спортивной специализации формирование мотивации происходит через решение следующих задач:
- Выработка интереса к спортивным занятиям — создание на тренировках атмосферы положительных эмоций;
- Осознание значимости спорта в личной жизни и личностный смысл спортивных занятий для спортсмена;
- Постановка достижимых целей — овладение техникой и тактикой, развитие необходимых физических качеств;
- Предотвращение неблагоприятных психических состояний.
Соревновательная мотивация имеет два аспекта: мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач. Положительно влияет на психологическое состояние юного спортсмена и результаты соревнований мотивация достижения успеха. Ее формирование во многом зависит от отношений ребенка с родителями и тренером. Если уровень требований повышается постепенно, ребенку оказывается необходимая помощь, а отношение к нему внимательное и теплое, то мотивация достижения успеха имеет высокий уровень. В противном случае, если в отношениях преобладает жесткость, излишняя опека или безразличие, у юного спортсмена преобладает мотивация избегания неудач.
Формирование мотивов зависит от воздействия определенных факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся условия, в которых оказывается юный спортсмен.
Внутренние факторы включают желания, наклонности и убеждения. Убеждения считаются наиболее важным фактором, определяющим взгляды спортсмена на мир и его действия для достижения спортивных успехов.
Теперь перейдем от теории к практике.
Для формирования соревновательной мотивации необходимо:
- Сформировать синдром достижения, то есть научить начинающих спортсменов стремиться только к успеху, а не к избеганию неудачи.
- Следует поощрять не только результат деятельности, но и усилия.
- Интерес к занятиям физической культурой возникает, когда ребенок испытывает удовольствие от процесса деятельности. На это влияет характер взаимоотношений между тренером, коллективом и юным спортсменом во время тренировки.
- Для поддержания активного интереса к занятиям физической культурой необходимо сопровождение соответствующей полезной информацией. Ее задача — максимально раскрыть важность занятия спортом и объяснить влияние физической нагрузки на организм человека. Можно провести беседу, но более интересно показать фильм о сильных людях, чемпионах спорта. Например, фильмы «Могучие утята» 1992 года и «Каратэ пацан» 2010 года могут стать вдохновляющим источником информации.
- Очень важным фактором повышения мотивации является личный пример. Если родители ведут активный образ жизни, то ребенок подсознательно будет стремиться быть похожим на них.
Вся информация на ресурсе (далее сайт) охраняется законодательством Российской Федерации об авторском праве. Посетители не имеют права изменять, публиковать, делиться, участвовать в передаче или продаже, создавать произведения на основе материалов сайта или использовать их в любой другой форме без письменного разрешения правообладателя. © 2024г.