More

    О нарушениях осанки у детей дошкольного возраста нам расскажет: Решетников Алексей Германович — врач-педиатр, врач-остеопат, врач-физиотерапевт, спортивный врач и врач лечебной физкультуры, ассистент кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Сеченовского университета.

    Вопрос: Здравствуйте! В предыдущей статье о физическом развитии детей дошкольного возраста, в частности о периоде от 5 до 6 лет, вы упомянули, что к этому времени завершается процесс окостенения позвоночника. Это событие имеет важное значение для понимания сроков развития сколиозов, гиперкифозов и гипролордозов.

    От этого зависит, когда ребёнок может подвергаться осевым нагрузкам и посещать спортивные секции. Ведь если позвоночник ещё не окреп, любая нагрузка может привести к нарушению осанки.

    Не могли бы вы рассказать более подробно о нарушениях осанки?



    Ответ: Здравствуйте! Когда мы говорим о нарушениях осанки, каждый понимает этот термин по-своему. У детей в возрасте 5-6 лет могут наблюдаться различные проблемы: сколиоз, неравномерное положение лопаток, гиперкифоз (сутулость), когда плечи направлены вперёд и округляется спина, и гиперлордоз (чрезмерный прогиб в пояснице, из-за которого живот кажется выпирающим вперёд).

    Все эти состояния в совокупности и составляют нарушение осанки. Выравнивание осанки может осуществляться различными способами, и этим занимаются разные специалисты: ортопеды, неврологи, реабилитологи, а также врачи лечебной физкультуры, массажисты и фитнес-тренеры.

    Важно понимать, какие причины могут лежать в основе таких нарушений. Многие зарубежные исследователи, такие как Лантузи и Амиг, считают, что на осанку может влиять неправильный прикус. Другие специалисты, включая Симас Тревелс, Томас Мишо и моих учителей Владимира Ильича Нечаева и Владимира Александровича Фролова, утверждают, что разница в длине нижних конечностей, когда одна нога короче другой, может повлиять на положение таза и позвоночника, вплоть до развития сколиоза.

    Эти факторы могут также оказывать влияние на развитие осанки. Чтобы выровнять ребёнка, можно использовать разнообразные комплексы упражнений. Однако приоритет отдаётся определённым принципам.

    Наш опорно-двигательный аппарат состоит из костей, связок и мышц. Если у нас есть нарушение осанки и позвоночник или скелет расположены неправильно, мы можем исправить это за счёт мышц.

    Источник фотографии: Яндекс картинки.

    Поэтому я бы выделил лечебную и оздоровительную физкультуру, а также адаптивные тренировки как наиболее эффективные методы для выравнивания осанки. Если у ребёнка избыточная сутулость, когда плечи направлены вперёд, а спина округлена, мы должны расслабить грудные мышцы и тренировать мышцы позвоночника, чтобы лопатки заняли правильное положение и плечи расправились.

    Если таз стоит неровно, то у ребёнка могут быть различные проблемы. Однако главной причиной я бы назвал разницу в длине ног. Нам необходимо выровнять эту длину, и когда таз становится ровным, позвоночник автоматически подстраивается под него, что способствует выравниванию осанки.

    Вопрос: Почему у детей возникают проблемы с осанкой?

    Ответ: У детей может быть повышенная подвижность суставов, что делает их более гибкими и даже иногда диспластичными. Суставы и связки ребёнка более эластичны, чем у взрослого, и его легче растянуть и посадить на шпагат, чем взрослого. Когда ребёнок начинает стоять вертикально, мышцы не всегда могут поддерживать его в правильном положении.

    Из-за этого возникает перекос. Это может происходить из-за слабости мышц или недостатка белка в рационе. В этом случае мы обращаемся к детской нутрициологии и диетологии. В питании детей часто преобладают углеводы, а не белки. Белок — это строительный материал для мышц, и его отсутствие приводит к их ослаблению.

    Вопрос: Когда мы замечаем, что плечи ребенка выступают вперёд, или ноги имеют разную длину, мы начинаем укреплять мышечный корсет позвоночника. Это происходит за счёт мышц, верно?

    Ответ: Да, это так.

    Вопрос: Как это работает? Нужно как-то изменить асимметрию?

    Ответ: На самом деле, если говорить просто, мы укрепляем слабые мышцы и расслабляем те, которые находятся в состоянии спазма. Задача инструктора по ЛФК — проработать мышцы-стабилизаторы. В теле человека есть крупные мышцы, такие как широчайшая, дельтовидная, трапециевидная, бицепс и квадрицепс. Эти мышцы необходимы для того, чтобы совершать такие действия, как кидание, вставание, ходьба и бег.

    Однако существуют и мелкие мышцы-стабилизаторы, которые расположены глубоко в теле и, как правило, невелики по размеру. Их задача — удерживать нашу осанку в правильном положении. Если эти мышцы слабые, то большие мышцы, которые должны были отвечать за выполнение конкретных действий, начинают выполнять функцию стабилизаторов. В результате возникают перекосы. Поэтому мы должны работать именно над стабилизаторами.

    Источник фотографии: Яндекс картинки.

    Когда мы занимаемся с врачом лечебной физкультуры и укрепляем мышцы, наше тело становится более ровным. Однако я понимаю, что проблемы с позвоночником и осанкой не исчезнут полностью. Мы можем лишь стабилизировать осанку, но не вылечить её окончательно.

    Во время занятий человек стоит ровно, но как только он прекращает упражнения, мышцы снова расслабляются, и позвоночник возвращается в удобное для него положение.

    Вопрос: Если у нас есть какая-то проблема, мы можем её решить с помощью ЛФК. А если мы отдаём ребёнка в секцию, например, на ОФП, то это также помогает поддерживать физическое развитие ребёнка в нужном направлении?

    Ответ: Всё зависит от конкретного пациента. Кому-то требуется один подход, кому-то — другой. Если мы видим, что достигли своей цели на оздоровительном этапе, например, в 5-6 лет, когда врачи осмотрели ребёнка и назначили лечебную физкультуру или плавание, и выровняли его, то отправляем его в секцию для поддержания результатов. Но если мы замечаем, что есть ещё нарушения, с которыми не можем справиться, или постоянные откаты, то нужно пересмотреть всю программу реабилитации.

    Возможно, мы делаем что-то, что ребёнок не принимает, и его тело не понимает. У детей часто наблюдается выраженное нарушение моторного контроля. Это значит, что мозг не понимает, какую мышцу нужно включать. И когда мы делаем упражнение, чтобы накачать ягодицы, то можем накачивать бёдра, а ягодицы не будут работать. Но мы всегда будем уверены, что ягодицы работают.

    Вопрос: Это, насколько я понимаю, нейромышечная связь? Когда мы делаем одно упражнение, правильно показываем его ребёнку, и он постоянно его делает, то мышцы и мозг начинают понимать, что эта мышца отвечает за определённое движение, например, поднятие ноги, что он и делает, так?

    Ответ: Да, всё верно. Если мозг понимает, что мы делаем, он будет включать необходимые мышцы. Если же он не понимает, какую мышцу включить, то мы не сможем этого сделать.

    Алексей Германович, благодарю вас за нашу беседу.

    Вся информация на ресурсе (далее сайт) охраняется законодательством Российской Федерации об авторском праве. Посетители не имеют права изменять, публиковать, делиться, участвовать в передаче или продаже, создавать произведения на основе материалов сайта или использовать их в любой другой форме без письменного разрешения правообладателя. © 2025г.

    Новые статьи

    Вопрос: Расскажите о нарушениях осанки у детей дошкольного возраста.

    Это тоже интересно...