О моторном контроле и о нарушениях, которые могут возникнуть с ним как у детей, так и у взрослых, нам расскажет: Решетников Алексей Германович — врач-педиатр, врач-остеопат, врач-физиотерапевт, спортивный врач и врач лечебной физкультуры, ассистент кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Сеченовского университета.
Вопрос: Здравствуйте! Расскажите о нарушениях с моторным контролем и о том, как его можно развить?
Ответ: Здравствуйте! Когда человек должен совершить движение, используя определенную мышцу, но не может этого сделать, потому что мозг не понимает, какую мышцу нужно задействовать, это и есть нарушение моторного контроля.
Например, когда человек приседает, он должен в основном задействовать ягодицы. Однако часто бывает, что мозг не понимает, как заставить ягодицы работать, и в результате включаются более простые мышцы, отвечающие за движение. Как правило, это мышцы бедра: четырёхглавая мышца и напрягатель широкой фасции.
Из-за этого человек, который начинает заниматься приседаниями, думает, что развивает ягодицы, но на самом деле он накачивает бедра и не понимает, почему ягодицы не работают должным образом.
В спортивной медицине и лечебной физкультуре мы определили, что это и есть нарушение моторного контроля. Наша задача как врачей-реабилитологов и врачей лечебной физкультуры — научить человека контролировать свои движения. Мы стремимся, чтобы мозг подавал сигнал конкретной мышце, например, ягодице при приседаниях, и она включалась, качалась, и у человека появлялись желаемые формы.
Если говорить о детях, то у них, как правило, наблюдается нарушение моторного контроля из-за неразвитой коры больших полушарий. Когда мы просим ребенка выполнить какое-либо упражнение, например, приседание, он будет делать так, как у него получается, потому что мозг еще не понимает, как правильно включить нужные мышцы.
Поэтому мозг активирует те мышцы, которые проще всего задействовать, чтобы не тратить много усилий на размышления. Со временем ребенок начинает медленно, но верно осваивать правильную технику упражнений. Для этого любому ребенку необходим тренер. Если же ребенок занимается самостоятельно и пытается освоить упражнения без правильной техники, то в 95-99% случаев он будет делать их неправильно. А ломать себя и переучиваться всегда сложнее, чем учиться.
В результате могут возникнуть различные проблемы, которые могут привести к негативным эмоциональным последствиям: раздражительности, злости и даже травмам. Поэтому развитие моторного контроля для ребенка — это крайне важный аспект, и его должен развивать квалифицированный специалист, будь то тренер или врач лечебной физкультуры.
Вопрос: Как можно развить моторный контроль?
Ответ: Мы обучаем мозг правильно выполнять движения, включая соответствующие мышцы. Существует множество методик, и мне особенно нравится ПНФ (Проприоцептивная нейромышечная фасилитация). Это методика, направленная на обучение правильному движению, состоит из четырёх фаз.
На первой фазе мы выполняем движение за человека, например, сгибаем ногу.
На второй фазе просим его помочь нам, повторяя те же движения. Это помогает мозгу понять, как нужно действовать.
На третьей фазе мы замедляем движения или просим человека делать их через усилие.
На четвертой фазе мы просим человека выполнить движение самостоятельно, таким образом, мы лишь координируем и направляем вектор его действий, чтобы избежать ошибок.
Этот принцип применяется в любых упражнениях, направленных на развитие моторного контроля. Если мы правильно выстроим технику и обучим мозг, как выполнять упражнение, то ребенок будет делать его более технически правильно.
В результате мы достигнем положительных результатов и заметной динамики.
Вопрос: С чего стоит начать развивать моторный контроль?
Ответ: Можно начать с ног, рук, головы или шеи. Однако на самом деле важно сосредоточиться на корпусе. Почему?
Дело в том, что если мы укрепим мышцы кора и спины и стабилизируем поясницу, нам будет легче контролировать движения. Когда корпус станет более устойчивым, мы сможем уделить больше внимания развитию верхних и нижних конечностей и т.д.
Вопрос: Насколько я понимаю, лучше начинать развивать в детском возрасте, чтобы ребёнок уже знал, как правильно выполнять упражнения. В будущем, если он будет ходить в секцию, он будет лучше понимать, как нужно выполнять упражнения.
Ответ: Именно поэтому я считаю, что каждому ребёнку необходим тренер или врач лечебной физкультуры, который сможет обучить правильной технике выполнения упражнений.
Если ребёнок не понимает, как правильно выполнять упражнения, это не значит, что он глупый. Просто его мозг ещё не развит достаточно, чтобы правильно понимать, как выполнять то или иное упражнение.
К детям нужно находить особый подход, учитывая, что их кора головного мозга ещё не до конца сформирована. Если вы хотите заниматься с ребёнком в таком возрасте, то необходимо изучить принципы терапии и проводить занятия грамотно.
Вопрос: Часто ли пациенты говорят, что когда они выполняют упражнения с вами, у них всё получается, а без вас — нет?
Ответ: Когда я проверяю, как они выполняют упражнения, то замечаю, что они делают так, как им проще, а не так, как нужно. Когда мы обучаем моторному контролю, мозг всегда сопротивляется этому процессу, потому что это требует много энергии. Поэтому очень важно иметь правильный настрой и выполнять упражнения правильно, а не быстро и бездумно. Иначе мы не добьёмся никакого положительного результата. Я уделяю внимание моторному контролю не только детей, но и взрослых.
Я записываю на камеру мобильного устройства пациента, как он выполняет упражнение, и комментирую процесс. В будущем это даст ему возможность всегда иметь под рукой наглядное пособие и выполнять упражнение правильно.
Алексей Германович, благодарю вас за нашу беседу.
Вся информация на ресурсе (далее сайт) охраняется законодательством Российской Федерации об авторском праве. Посетители не имеют права изменять, публиковать, делиться, участвовать в передаче или продаже, создавать произведения на основе материалов сайта или использовать их в любой другой форме без письменного разрешения правообладателя. © 2025г.