Про физическое развитие детей дошкольного возраста, в частности, в период от 5 до 6 лет нам расскажет: Решетников Алексей Германович — врач-педиатр, врач-остеопат, врач-физиотерапевт, спортивный врач и врач лечебной физкультуры, ассистент кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Сеченовского университета.
Вопрос: Здравствуйте! Я планирую записать своего сына (5,5 лет) в спортивную секцию. Противопоказаний от педиатра нет. Не могли бы вы рассказать о том, как происходит физическое развитие ребенка в возрасте от 5 до 6 лет?
Ответ: Здравствуйте! Когда речь заходит о дошкольного возраста, особенно значимым становится период от 5 до 6 лет. Почему? Потому что к этому возрасту происходит важное событие — окостенение позвоночника.
При рождении позвоночник ребёнка представляет собой не кости, а хрящи. Даже если точки окостенения формируются на его позвонках во время беременности, их окончательное развитие происходит уже после рождения. Постепенно хрящи заменяются костной тканью, и ребёнок становится всё более похожим на взрослого человека.
К 5-6 годам процесс окостенения позвоночника завершается. Это событие имеет огромное значение для понимания того, в какие сроки могут развиваться сколиозы, гиперкифозы и гипролордозы. От этого зависит, когда ребёнок может подвергаться осевым нагрузкам и посещать спортивные секции. Если позвоночник ещё не окреп, любая нагрузка может привести к нарушению осанки и развитию сколиоза.
Сколиозы имеют множество причин и теорий возникновения. Наиболее распространённой является идиопатический сколиоз, происхождение которого остаётся неизвестным. Поэтому до полного окостенения позвоночника любые нагрузки должны быть ограничены.
Вопрос: Получается, что до пяти-шести лет, пока позвоночник не окрепнет, лучше не отдавать ребёнка в спортивные секции, где есть силовые элементы?
Ответ: Многие спортивные секции начинают принимать детей в возрасте 5-6 лет. Раньше было бы непонятно, зачем брать ребёнка, ведь он ещё так сильно привязан к родителям, его нервная система только начинает развиваться, и он не понимает, чего от него хотят. Даже в хоккейные и гимнастические секции детей берут примерно с этого возраста, но точно не раньше 3 лет.
Конечно, есть исключения, ведь каждый ребёнок развивается по-разному. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. И это зависит от тренера, готов ли он взять этого ребёнка. Тренер будет дозировано давать нагрузку на позвоночник ребёнка. Он не будет давать такую же нагрузку ребёнку в 3-4 года, как ребёнку в 5-7 лет. Поэтому, даже если ребёнок будет заниматься общеукрепляющими упражнениями, он не сможет выполнять их в полную силу, потому что волевые качества начинают развиваться немного позже.
Кроме того, к 5-6 годам у ребёнка формируется свод стопы, как у взрослого человека. В это же время прорезаются первые коренные зубы — моляры. Как только в ротовой полости происходит фиксация, свод стопы тоже закрепляется автоматически. Продольный свод поднимается, и у ребёнка начинает формироваться стопа, похожая на взрослую.
Таким образом, возраст 5-6 лет является важным этапом в формировании опорно-двигательного аппарата. В этот период происходит стабилизация в ротовой полости, окостенение позвоночника и подъём свода стопы.
Источник фотографии: Яндекс картинки.
Вопрос: Что делать, если у детей, у которых уже полностью сформировался опорно-двигательный аппарат, но, есть проблемы со спиной?
Ответ: Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата могут возникнуть в любом возрасте и по разным причинам. Это может быть как врождённая аномалия развития, так и последствия неправильного присаживания ребёнка. К сожалению, некоторые родители, бабушки и дедушки продолжают присаживать детей раньше времени, что создаёт риски для нарушения осанки.
Позвоночник ребёнка ещё не окреп, а мышцы не развиты должным образом, что увеличивает вероятность развития сколиоза. Кроме того, проблемы с мышцами могут быть вызваны нехваткой белка в рационе. Это негативно влияет на развитие мышечного корсета и может привести к различным перекосам.
Если взять тазобедренный сустав, то он может быть развит правильно или иметь патологию. Если верхнолужная впадина, которая держит головку бедренной кости, неправильно развита, то угол отклонения бедренной кости будет искажён.
Существует четыре степени тяжести этой патологии. Четвёртая степень — это уже вывих тазобедренного сустава, который приводит к серьёзным нарушениям. В таких случаях необходимо гипсование ног.
Важно понимать, что если у ребёнка есть асимметрия между головками бедренных костей, то есть одна имеет больший угол, чем другая, то автоматически эта нога становится короче или длиннее. Когда ребёнок начинает вставать, примерно к году, он начинает формировать неправильную осанку.
Поскольку кость растёт в длину, то при ходьбе длинная нога получает большую нагрузку и удлиняется ещё больше. Таким образом, происходит разновеликость длины нижней конечности: одна нога длинная, другая — короткая. Из-за этого изменяется положение таза и всего позвоночника. Это одна из гипотез теории формирования сколиоза и нарушения осанки.
Если одна нога короче другой, организм будет пытаться компенсировать этот недостаток, заваливая её вовнутрь. Это так называемая плосковальгусная установка. У детей могут быть просажены складки с двух сторон, что часто бывает при дисплазии соединительной ткани. Но если одна нога короче другой, то длинная нога, как правило, будет немного заваливаться вовнутрь, формируя вальгус. Это тоже может отразиться на работе опорно-двигательного аппарата.
Вопрос: Насколько я понимаю, в таких случаях применяются медикаментозные средства или же можно предпринять профилактические меры?
Ответ: Если родители заметили у ребёнка нарушения осанки, они могут определить это по следующим признакам: положение плеч; отклонение головы в ту или иную сторону; уровень лопаток; положение таза.
Это основные ориентиры, которые помогут родителям заметить изменения и нарушения в осанке ребёнка. В таком случае рекомендуется обратиться к ортопеду для более детального обследования.
Ортопед, в свою очередь, должен определить, является ли разница в длине ног функциональной или анатомической, а также выяснить причину, по которой возникли нарушения. После выявления причины он направит ребёнка на занятия лечебной физкультурой (ЛФК).
Источник фотографии: Яндекс картинки.
Если нарушения носят функциональный характер, то с помощью тренировок мышц можно стабилизировать тело и сделать его более ровным и симметричным. В случае анатомической разницы, врач может порекомендовать использование специальных стелек или подкладывание под пяточную кость, а также направить ребёнка на укрепление мышечного корсета.
Вопрос: Если ребёнок здоров и хорошо развивается, можно ли его отдать в спортивную секцию? Насколько я знаю, в спортивных секциях обычно сначала проводят общую физическую подготовку (ОФП), а затем добавляют специализированные упражнения, характерные для определённого вида спорта.
Ответ: Да, это так. Однако прежде чем отдать ребёнка в секцию, необходимо выяснить его предрасположенность к конкретному виду спорта. Это лучше сделать с помощью тренера. Если у ребёнка есть склонность к определённому виду спорта, то это замечательно. Но если, например, у ребёнка нет предрасположенности к футболу, а его отец, бывший футболист, хочет, чтобы он стал футболистом, и начинает его тренировать, а ребёнок не склонен к этому виду спорта, то могут возникнуть проблемы с суставами. Это то, с чем мы часто сталкиваемся на приёмах.
Алексей Германович, благодарю вас за нашу беседу.
Вся информация на ресурсе (далее сайт) охраняется законодательством Российской Федерации об авторском праве. Посетители не имеют права изменять, публиковать, делиться, участвовать в передаче или продаже, создавать произведения на основе материалов сайта или использовать их в любой другой форме без письменного разрешения правообладателя. © 2025г.