More

    О физическом развитии ребёнка с рождения до года нам расскажет: Решетников Алексей Германович — врач-педиатр, врач-остеопат, врач-физиотерапевт, спортивный врач и врач лечебной физкультуры, ассистент кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Сеченовского университета.

    Вопрос: Здравствуйте! Как происходит физическое развитие ребёнка с рождения до года?

    Ответ: Здравствуйте! Когда мы говорим о физическом развитии только что родившегося ребенка, мы имеем в виду здорового малыша, который появился на свет на 39-40-й неделе беременности. Такой ребенок считается полноценным, гармоничным и пропорциональным. И вот как он формируется.

    Все дети, так или иначе развиваются недоразвитыми, и за первый год жизни они как раз вот начинают добирать то, что они не смогли в утробе матери добрать. У них появляются точки окостенения, хрящи превращаются в кости, они растут и набирают объем. Также начинают функционировать желудочно-кишечный тракт, железы внутренней секреции и вырабатываются гормоны.

    Таким образом, происходит полноценное развитие ребенка. И, конечно, этот процесс не останавливается до года, а завершается примерно в 18-25 лет. Поэтому физическое развитие каждого ребенка индивидуально.

    Однако, когда мы говорим о физическом развитии малыша до года, мы имеем в виду, что все основные системы, заложенные в утробе матери, должны развиться до полной функциональности. Это касается и позвоночника — костей, мышц и связок. К году опорно-двигательный аппарат малыша становится более похожим на позвоночник и опорно-двигательную систему взрослого человека.

    Но он еще незрелый, и о стабилизации опорно-двигательного аппарата можно будет говорить примерно в 5-6 лет, когда появляются первые коренные зубы. Тогда появится точка фиксации, когда завершится окостенение позвоночника и таранной кости, и сформируется правильный свод стопы. Таким образом, стопа ребенка приобретет нормальное положение взрослого человека.

    Поэтому физическое развитие ребёнка в возрасте до года имеет огромное значение.

    Источник фотографии: Яндекс картинки.

    Его здоровье контролируют три основных специалиста: педиатр, невролог и ортопед. Невролог отвечает за оценку психоэмоционального и психомоторного развития малыша, ортопед — за его опорно-двигательный аппарат, а педиатр собирает всю информацию и при необходимости направляет к более узким специалистам.

    Благодаря установленным нормам и оценкам, выстраивается определенный протокол осмотра ребенка до года. Например, его осматривают в 3, 6, 9 и 12 месяцев, используя специальные шкалы и меры. Так мы определяем, развивается ли малыш пропорционально и гармонично.

    Вопрос: Получается, что основными специалистами, наблюдающими за развитием ребенка, являются педиатр, невролог и ортопед. Однако, насколько мне известно, после выписки из роддома к малышу на протяжении нескольких недель, месяцев приходят массажисты. С какой целью они это делают?

    Ответ: Да, но массажист не является врачом. Поэтому, когда речь заходит о врачебном контроле, мы имеем в виду трех основных специалистов. Они следят за тем, как ребёнок развивается, и определяют, требуется ли ему какая-либо помощь. Если развитие идёт без отклонений, то просто наблюдают за ним.

    Если же обнаруживаются изменения мышечного тонуса, такие как гипертонус или гипотонус, нарушения опорно-двигательного аппарата, аномалии развития или изменения эмоционального фона и нервной системы, то подбирается соответствующий комплекс адаптационных и реабилитационных мероприятий.

    Источник фотографии: Яндекс картинки.

    В нашей стране часто ставится диагноз ППЦНС — перинатальное поражение центральной нервной системы. Этот диагноз ставится каждому второму или третьему ребёнку. На самом деле, он может быть преувеличен, так как многие врачи перестраховываются, чтобы избежать возможных осложнений в будущем.

    Если при рождении у ребёнка по шкале АПГАР снижена оценка, если роды были затяжными, стремительными или произошло обвитие пуповины, то невролог, неонатолог всегда ставит диагноз ППЦНС. В таком случае ребёнок передаётся под наблюдение невролога.

    В первые три дня после рождения ортопед осматривает основные суставы ребёнка с помощью функциональных тестов, чтобы выявить дисплазию или вывих тазобедренного сустава. Если есть подозрение на наличие проблем, он отправляет ребёнка на УЗИ для подтверждения диагноза и составления комплекса реабилитации.

    Когда педиатры, ортопеды и неврологи понимают, что с ребёнком что-то не так, начинаются протоколы реабилитации и адаптации. В этот процесс включаются различные специалисты: врач-остеопат, врач лечебной физкультуры, специалист по массажу, физиотерапевт и гидрореабилитолог.

    Грудничковое плавание на данный момент не имеет официального статуса дисциплины, поэтому инструкторы по грудничковому плаванию могут работать в разных местах.

    Таким образом, главные специалисты выстраивают протокол, нижестоящие специалисты выполняют свои обязанности, а педиатр наблюдает за динамикой развития ребёнка. Он собирает все данные и оценивает индекс массы тела, окружность головы и груди, а невролог проводит оценку рефлексов и психомоторного развития.

    Так мы понимаем, что происходит с ребёнком и движемся ли мы в правильном направлении.

    Вопрос: Получается, окончательное решение о необходимости массажа должен принимать педиатр?

    Ответ: Мы рассмотрели идеальную ситуацию, но, к сожалению, в реальности всегда есть вероятность ошибки. Родители видят своего ребёнка каждый день, а вот врач-педиатр или невролог могут наблюдать за ним лишь от 15 минут до получаса, если это частный приём в клинике. Из-за ограниченного времени есть риск упустить важные детали.

    Поэтому иногда родители решают обратиться к другим специалистам, например, к остеопату, массажисту или инструктору по грудничковому плаванию, считая, что врачи не заметили проблему. Они берут на себя ответственность за здоровье своего ребёнка.

    Кроме того, в наше время мир стремительно меняется, и появляется всё больше новых знаний. Однако стоит отметить, что педиатры сейчас очень загружены работой, и это отдельная тема для обсуждения и написания статей. Из-за высокой загруженности они могут выгорать, ведь у них всего 15 минут на приём каждого ребёнка. Поэтому существует риск, что врач может не успеть уделить достаточно внимания каждому ребёнку, что может привести к упущению важных моментов.

    Вопрос: Какие бы вы могли дать советы для родителей, которые следят за здоровьем своего ребёнка? Понятно, что за здоровьем малыша следят врачи, но ведь и сами родители проводят с ним много времени. Какие советы вы могли бы дать именно им? Как не только заподозрить, но и увидеть какие-то отклонения?

    Ответ: Это очень сложный вопрос, который вызывает много споров. Есть люди, которые очень внимательно изучают информацию и подкованы даже лучше, чем врачи. Однако есть и те, кто считает, что их ребёнок — самый идеальный. Даже если у него одно плечо выше другого или есть разница между ногами, это всё равно их идеальный сын или дочь.

    Поэтому сложно сказать, на что именно нужно обращать внимание. Всё зависит от уровня образования человека. Но если мы замечаем, что ребёнок ведёт себя необычно, то, конечно, стоит сообщить об этом врачу.

    Когда ко мне приносят ребёнка на приём, я спрашиваю родителей, что их беспокоит. Обычно мамы делятся своими опасениями: например, что ребёнок не поднимает ручку или срыгивает.

    Затем я обращаюсь к отцу. Мне нравится, когда на приёме присутствуют оба родителя, потому что у них всегда есть разные мнения. Я спрашиваю отца, есть ли у него какие-то опасения. Некоторые говорят, что их беспокоят те же проблемы, что и маму, потому что они не понимают, как помочь ребёнку. Другие же замечают, что ребёнок ползает криво или поворачивает голову, и боятся, что он задохнётся.

    После этого я провожу оценку физического и психомоторного развития ребёнка и понимаю, что с ним всё в порядке. Я говорю родителям, что им нужно просто наблюдать за развитием, так как это вариант нормы. Однако, чтобы ребёнок вовремя переворачивался и садился, а родители не чувствовали себя беспомощными и не переживали, что упустят что-то важное, я могу предложить комплекс простых упражнений, которые они могут выполнять дома.

    Источник фотографии: Яндекс картинки.

    Таким образом, у родителей появляется поддержка врача и спокойствие, что они делают всё возможное для развития своего ребёнка. И здесь встаёт вопрос: мы лечим ребёнка или занимаемся профилактикой?



    Вопрос: Скажите, пожалуйста, в Советском Союзе были установлены сроки, когда ребёнок должен был освоить определённые действия в течение месяца, триместра или года. Сейчас есть такие же правила?

    Ответ: В СССР существовала такая градация, но тогда младенцев пеленали. Сейчас же детей не пеленают, и каждый ребёнок развивается индивидуально, без чётких шаблонов и схем. Если ребёнок не сел в шесть месяцев, это не всегда свидетельствует о проблемах.

    Существует эффективная схема реабилитации, Войта-терапия. Если ребёнок не перевернулся в нужное время, это не является критичным. Важно обратить внимание на его общее состояние.

    Таким образом, на данный момент всё очень индивидуально, и нет жёстких рамок, которые можно было бы применить ко всем детям.

    Алексей Германович, благодарю вас за нашу беседу.

    Вся информация на ресурсе (далее сайт) охраняется законодательством Российской Федерации об авторском праве. Посетители не имеют права изменять, публиковать, делиться, участвовать в передаче или продаже, создавать произведения на основе материалов сайта или использовать их в любой другой форме без письменного разрешения правообладателя. © 2024г.

    Новые статьи

    Вопрос: Расскажите, как происходит физическое развитие ребёнка в первый год его жизни.

    Это тоже интересно...