На вопрос: Ребёнок проиграл на соревнованиях. Ругать или поддерживать? отвечает Ольга Владимировна Гончарова — практикующий спортивный психолог, член сборной команды России и мастер спорта по велоспорту.

Спортивный психолог: Ольга Гончарова

Соревнования – значимый этап в жизни каждого спортсмена. Это возможность показать себя, реализовать свои цели, мечты, желания. Любой спортсмен, независимо от уровня подготовленности хочет хорошо выступить.

Вопрос: Тогда, почему бывает так, что спортсмен на тренировках работает максимально хорошо, а на соревнованиях стоит, как вкопанный, толи ничего делать не хочет, толи ему всё равно на результат?

Ответ: Часто этот образ обманчив. Спортсмен настолько хорошо хочет выступить, настолько для него это значимо, что его окутывает страх, волнение, тревога. А вы сами вспомните легко ли работать, да и вообще что-то делать в состоянии страха? При таком состоянии на экзамене часто забываются все нужные слова, на сцене – сценарий, а если злой начальник вызвал к себе – пропадает дар речи. Подобные ощущения может испытывать спортсмен на соревнованиях.

Вопрос: Могу ли я за такое поведение поругать ребёнка? Может это заставит его побороть страх и он начнёт работать на соревнованиях?

Ответ: Ругаться не стоит, это не самый лучший вариант. Юный спортсмен и так расстроен, очень подавлен и ждёт от близкого и родного человека поддержки. А что происходит, если родитель начинает осуждать ребёнка? На следующих соревнованиях у спортсмена добавляется ещё один страх, (который сковывает ещё сильнее) как бы не огорчить родителей. Важно научиться не ругать, а разговаривать с ребёнком. Так будет легче и вам и юному спортсмену.

Вопрос: Если не ругать то, как тогда действовать? Разве можно поддержать, если спортсмен плохо выступил, если даже с виду не старался?

Ответ: Важно и нужно поддерживать ребёнка в спорте независимо от его успехов! Предлагаю для этого эффективную технику:

Техника Сэндвич:

Колбаса (сыр) – масло – булка.

Сверху, что-то вкусное, потом масло и потом булка.

Что такое сыр или колбаса? Это то, что удалось! Положительное подкрепление даёт опору, от него можно оттолкнуться, отрицательное подкрепление не даёт опору, оно фиксирует, что ребёнок плохой или что здесь опасно.

Масло – это то, что смазалось.

— это то, чего не хватило? (не говорить, а спрашивать, чтобы ребенок сам подверг свои действия анализу).

Хлебушек– какой опыт ты получил? Как надо действовать дальше?

Пример, как работать по данной технике:

  1. После соревнований, спросите у ребёнка доволен ли он своим выступлением? Даже если нет, всё равно уточните, что получалось хорошо, несмотря на общее неудовлетворение.
  2.  Затем уже можно спросить, а как он думает, был ли такой момент, когда, что-то не получилось? Постараться дождаться ответа ребёнка. В крайнем случае подсказать. Спокойно, без осуждений. Например: «Мне показалось, что у тебя сегодня не было настроя во время игры, так ли это?»
  3. И затем спросите, а знает ли юный спортсмен, как исправить ошибку? Что, может, нужно доработать и как действовать дальше? Если нет – подскажите. Возможно, потребуется помощь некоторых специалистов. Например, если спортсмен не мог эффективно соревноваться в следствие получения травмы на разминке, необходимо будет обратиться к травматологу.  А если переволновался – к спортивному психологу.

Помните, что для ребёнка очень важна ваша поддержка в трудные минуты!

Вся информация на сайте охраняется законодательством Российской Федерации об авторском праве. Посетители не имеют права изменять, публиковать, делиться, участвовать в передаче или продаже, создавать произведения на основе материалов сайта или использовать их в любой другой форме без письменного разрешения правообладателя. © 2025г.

Новые статьи

Вопрос: Ребёнок проиграл на соревнованиях. Ругать или поддерживать?

Это тоже интересно...