More

    О том, что такое секция фланкировки шашкой для детей, нам расскажет Наталья Васильевна Плиско — основатель и главный тренер клуба фланкировки «Патриот».

    Источник: Фото из архива Натальи Васильевны.

    Вопрос: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что такое фланкировка? Это спорт или какое-то иное направление?

    Ответ: Здравствуйте, фланкировка это искусство владения казачьей шашкой, которое можно отнести как к спорту, так и к искусству. В последнее время её стали называть казачьим этноспортом, и проводятся соревнования по фланкировке. Это могут быть как сольные номера, так и ансамблевые выступления, где судьи оценивают сложность элементов, вращений, бросков и соответствие музыки.

    Чтобы достичь уровня, необходимого для участия в соревнованиях, пройти через определённую стадию тренировок. Я разработала программу для своей внутриклубной аттестации, в которой есть последовательность усложняющихся элементов. И я заметила, что мои ученики, занимаясь по этой программе, показывают значительный прогресс. Последовательность — это очень важный аспект, который способствует улучшению навыков.

    Раньше казачьи танцы были просто красивыми выступлениями ансамблей с песнями, где казаки могли продемонстрировать удары шашкой. Однако сейчас этот вид этноспорта, развился настолько, что было придумано множество элементов, которые выполняются различными хватами и в определённой последовательности.

    Слово «фланкировка» стало широко использоваться только недавно. Казаки использовали его, чтобы продемонстрировать свою удаль перед боем, напугать врага быстрыми взмахами шашкой и уколами. Но раньше они не использовали эти приёмы в танце.

    Фланкировка делится на два вида: Прикладную и сценическую. Прикладная фланкировка включает в себя элементы фехтования и боевые приёмы, а сценическая — это то, чем я занимаюсь и тренирую своих учеников. Она тесно связана с танцами, где используются хореографические перестроения и сочетание танцевальных элементов с направлением шашки.

    Источник: Фото из архива Натальи Васильевны.

    Вопрос: Проводятся ли районные, региональные соревнования?

    Ответ: Да, мы участвуем в региональных, всероссийских и даже международных турнирах.

    Вопрос: Существует ли какая-то классификация в этом виде этноспорта, например, 1-й или 2-й разряды?

    Ответ: На данный момент такой классификации нет. Этот вид этноспорта только начинает развиваться, и мы пока находимся в самом начале пути.

    Например, в городах, где активно развивается казачество, таких как Волгоград, Новочеркасск и Ростов-на-Дону, фланкировка часто фигурирует в различных мероприятиях. В Москве и Московской области можно пересчитать по пальцам количество клубов, где профессионально обучают этому искусству.

    Я могу говорить только за себя. У нас существует своя система аттестации внутри клуба, разработана программа и даже придумана специальная атрибутика. Например, в восточном боевом искусстве присваиваются пояса разных цветов: белый, желтый и т.д. В нашем случае мы взяли за основу казачий пояс с подвесами. Раньше эти подвески символизировали богатство казака, и чем больше было подвесов, тем богаче считался хозяин.

    Мы взяли за основу эту атрибутику и сделали подвесы разноцветными: белый, красный, желтый, бурый и черный. Первый этап — получение белого цвета. Я назвала свою систему «Булат», потому что булат — это металл, который имеет разные оттенки: белый, красный, желтый, бурый и черный. Уровни в нашей системе также соответствуют цветам булата.

    Например, чтобы получить белый булат, нужно выполнить ряд упражнений в статике и продемонстрировать их на одной и другой руке. Всего пять уровней. Второй белый булат обязательно должен быть получен после выполнения элементов с двумя шашками. Те же самые элементы, но уже с двумя шашками, за определённое количество времени тоже дают белый булат. Далее уровни усложняются: красный, жёлтый, бурый и чёрный. Когда у тебя 10 булатов на поясе, ты уже можешь считаться мастером.

    Повторюсь, эта система только начинает практиковаться. Даже за пределами Московской области её ещё никто не внедрял.

    Вопрос: С какого возраста лучше всего отдавать ребёнка в это направление?

    Ответ: Удивительно, но в этом виде спорта нет возрастных ограничений. Всё зависит от того, как ребёнок будет заниматься: профессионально или для себя.

    Основываясь на своём опыте, считаю, что раньше 8 лет приходить не стоит, потому что дети работают в группе, а 7 лет — это обычно первый класс, когда дисциплина только вырабатывается. А вот ко второму классу ребёнок уже более сосредоточен и знает определённые правила, которые соблюдаются в школе, поэтому ему проще заниматься.

    Источник: Фото из архива Натальи Васильевны.

    Однако я допускаю детей младшего возраста, если они будут заниматься одни или вдвоём в группе. Это могут быть дети от 5 до 6 лет. Предварительно я смотрю, как ребёнок осваивается. Если я вижу, что он быстро схватывает материал, то оставляю его.

    Вопрос: Вы, таким образом, проводите отбор?

    Ответ: В какой-то степени да.

    Вопрос: Должны ли у ребёнка быть какие-то физические задатки?

    Ответ: Нет. В прошлом учебном году у меня была интересная практика с группой детей с ограниченными возможностями. Я поняла, что в этом направлении обязательно нужно двигаться, потому что оно способствует как физическому укреплению организма, так и умственному развитию.

    Фланкировка очень помогла этим детям. Они постоянно напрягают свой мозг, чтобы выполнить сложные движения, такие как повороты ручки, шашки, шаги и приседания. При этом ограничений как таковых нет. Если у ребёнка плохое зрение, он может заниматься этим видом спорта, стоя на месте, и выполнять огромное количество элементов.

    Вернувшись к аттестации, забыла добавить, что первый этап — это разложить элементы на четыре группы и выполнить их последовательно. В каждой группе 40 элементов. Для ребёнка с ограниченными возможностями это масштабная работа. Когда я начала их готовить, увидела, как они сосредоточены и начинают думать, как они складывают всё это в своей голове. У них произошёл колоссальный рост в чистоте выполнения и понимании названий элементов.

    Вопрос: Как строится взаимодействие между тренером, ребёнком и родителем, когда ребёнок посещает вашу секцию?

    Ответ: У меня индивидуальный подход к каждому ребёнку и каждому родителю. Я считаю, что, несмотря на то, что мы работаем в группе, каждый ребёнок уникален. Я настоятельно рекомендую всем, независимо от уровня способностей на данный момент, пробовать создавать сольные номера и участвовать в соревнованиях. Ведь именно так происходит индивидуальная работа с тренером, и ребёнок чувствует контакт.

    Я пропускаю каждый номер через себя, представляю, как ребёнок будет выглядеть в костюме, какую песню ему лучше выбрать — динамичную или более медленную. У каждого ребёнка свой характер, и мы постоянно советуемся с родителями. Конечно, все финансовые вопросы ложатся на плечи родителей, но мы всегда находим решение.

    Кроме того, мы вместе снимаем видеоролик, в котором родители также принимают участие. Они могут поехать со мной в лес, чтобы отснять номер. Недавно, в связи с тем, что я готовлю много детей к соревнованиям, у меня накопилось много сольных номеров. У каждого ребёнка есть свой танец, и мне очень хочется запечатлеть его не просто в статике, а в виде клипа. Мы с родителями выезжаем на разные локации, чтобы найти подходящую для этого места. И так происходит постоянное взаимодействие.

    Недавно прошли соревнования — турнир «Кубок столицы» на Всероссийском казачьем фестивале в Коломенском парке. В нём участвовало 15 моих учеников в возрасте от 7 до 45 лет, то есть практически в каждой возрастной категории. Из этих 15 участников 9 заняли призовые места: 4 первых, 2 вторых и 3 третьих.

    Источник: Фото из архива Натальи Васильевны.

    Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие преимущества дает занятие этим видом этноспорта?

    Ответ: Занятия фланкировкой, безусловно, полезны для физического здоровья. Они помогают разработать кисти, локти и плечи, укрепить спину, а также вестибулярный аппарат и улучшить зрение за счет постоянного вращения и хватательных движений. Кроме того, фланкировка требует колоссальной работы мозга, что способствует формированию новых нейронных связей и развитию навыков.

    Некоторые элементы фланкировки могут быть рискованными, что дает человеку возможность испытать прилив адреналина. Также занятия помогают привить патриотизм и вернуться к своим корням.

    У меня около ста учеников. Я открыла филиалы в Электростали, Ногинске и Москве, и сейчас у меня есть свой инструкторский состав. Я работаю с казачьими классами, которые активно развиваются во многих школах. Если в школе есть казачий класс, то фланкировка является неотъемлемой частью программы.

    Источник: Фото из архива Натальи Васильевны.

    Вопрос: К Вам приходят дети, и у меня возник вопрос о технике безопасности. Я заметил, что у вас есть деревянные и железные шашки. Скажите, пожалуйста, сначала дети занимаются с деревянными шашками?

    Ответ: Да, все, кто приходит к нам, начинают с деревянных шашек. Во-первых, у них ещё неокрепшие руки и пальцы, и они должны привыкнуть к новому инструменту. Кроме того, безопасность — это главное.

    Перед началом учебного года я собираю детей и родителей и провожу инструктаж по технике безопасности. Родители расписываются в журнале по технике безопасности и несут ответственность за безопасность детей. Они должны понимать, что мы работаем с опасным инструментом, и может произойти всякое. Даже я периодически получаю синяки. Поэтому у детей должны быть убраны волосы, закрытая спортивная обувь, открытые участки тела должны быть закрыты. Мы занимаемся балансами и обкатываем шашки, и без синяков не обходится.

    Вопрос: Используете ли вы какой-либо дополнительный спортивный инвентарь, помимо шашек, для тренировок?

    Ответ: Нет, мы даже разминаемся с помощью шашек. У нас есть специальные упражнения для разработки различных частей тела.

    Обычно мы начинаем с 10-минутной разминки, которая включает в себя упражнения для шеи, рук, плеч, ног и спины. После этого мы переходим к основным упражнениям, которые зависят от нашей задачи.

    Наталья Васильевна, благодарю вас за нашу беседу.

    Вся информация на ресурсе (далее сайт) охраняется законодательством Российской Федерации об авторском праве. Посетители не имеют права изменять, публиковать, делиться, участвовать в передаче или продаже, создавать произведения на основе материалов сайта или использовать их в любой другой форме без письменного разрешения правообладателя. © 2024г.

    Новые статьи

    Вопрос: Что представляет собой секция фланкировки шашкой для детей?

    Это тоже интересно...